Предприятия с иностранными инвестициями
Интеграция России в систему мирохозяйственных связей, внутренние потребности экономического развития страны закономерно требуют притока иностранных инвестиций в разных формах. Обратный процесс – российские капиталовложения за рубежом, как в рамках СНГ, так и в дальнем зарубежье – также приобретает растущее значение. Вопрос о привлечении иностранных инвестиций стал актуальным с первых подходов к рыночным преобразованиям экономики.
Длительное время во внешнеэкономической практике делается упор на иностранные кредиты по государственной линии, что привело к образованию огромного внешнего долга СССР, все обязательства, по которому Россия полностью взяла на себя, а также к нарастанию внешнего долга в 90-е гг.
Между тем частные иностранные инвестиции имеют целый ряд преимуществ перед государственными кредитами. Они являются источниками капитала для вложения в производство товаров, услуг, информационных систем и других производственных и непроизводственных объектов, что исключительно важно в условиях острого инвестиционного голода в сегодняшней России.
Они обеспечивают трансферт передовых технологий, современных методов менеджмента и маркетинга, способствуют интеграции российских предприятий и мировую экономику благодаря прямым контактам и научно-техническому сотрудничеству.
Имеет значение и то обстоятельство, что частные иностранные инвестиции не увеличивают внешний долг, а объективно способствуют аккумуляции средств для его погашения. Известно, что в мировом хозяйстве обращаются гигантские капиталы, и именно глобализация мировых экономических процессов обеспечивает рост мировой экономики.
Почти все страны мира в той или иной форме привлекают иностранные инвестиции. Однако для притока иностранного капитала необходимо создавать благоприятный инвестиционный климат, т.е. систему ориентиров и ценностей, привлекательных для иностранных инвесторов. Инвестиционный климат определяется, прежде всего, общим экономическим, социальным и политическим положением в стране. Инвестиционный климат имеет экономические, социально-экономические, правовые и политические аспекты. Экономические аспекты включают валютную, кредитную, налоговую системы. Социально-экономические аспекты – это стоимость рабочей силы, ее квалификация, трудовое законодательство, экологические нормативы и т.д. Исключительно важны законодательная база, ее определенность и последовательность, гарантии и льготы для инвесторов, политическая стабильность и последовательность в экономической политике.
В настоящее время инвестиционный климат в России не является благоприятным для иностранного (как и для отечественного) капитала. Инвестиционные риски слишком велики, и иностранный инвестор, особенно серьезный, проявляет большую осторожность. В мировом инвестиционном рейтинге Россия занимает место примерно в середине списка 178 государств.
С другой стороны, Россия имеет много привлекательных моментов для иностранного капитала. Это, в первую очередь, высокий научно-производственный потенциал, особенно в оборонных отраслях, высокая квалификация и образовательный уровень работников при невысокой оплате труда, крупные разнообразные природные ресурсы – минеральные, земельные, водные, лесные, а также большая емкость внутреннего рынка.
Поэтому приток иностранного капитала в Россию невелик и не сопоставим с поступлением инвестиций из-за рубежа в страны Центральной Европы и тем более в Китай. В 1997 г. по официальной оценке общий объем иностранных инвестиций в России составил около 20 млрд. долл., но только 9 млрд. долл. непосредственно вложено в производство (прямые инвестиции).
Деятельность иностранных инвесторов в России, в том числе и организация предприятий с иностранными инвестициями, регулируется рядом федеральных законов, указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Главный из законодательных актов – закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные действующим законодательством. Они могут включать в себя вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, если они не зарезервированы исключительно для государственных предприятий, ценные бумаги, целевые денежные средства, научно-техническую продукцию, права на интеллектуальные ценности, имущественные права. Доли участия, паи, акции и другие ценные бумаги иностранные инвесторы могут приобретать как за иностранную валюту, так на заработанные в стране рубли, реинвестируя их.
Ограничения деятельности иностранных инвесторов, кроме указанных выше, касаются участия в банковской и страховой деятельности, а также участия в покупке государственных ценных бумаг.
Похожие работы:
- Предприятия с иностранными инвестициями
Интеграция России в систему мирохозяйственных связей, внутренние потребности экономического развития страны закономерно требуют притока иностранных инвестиций в разных формах. Обратный процесс – росси...
- Управление инвестициями в ИТ
По своей сути расходы на ИТ являются инвестициями, и если организация не понимает этого, то она может столкнуться как с финансовыми, так и с ИТ-проблемами. Управление инвестициями в ИТ состоит в прира...
- Соотношение между сбережениями и инвестициями при изменении процентной ставки
Объем продукции, которую можно реализовать, зависит не только от уровня общих расходов, но и от уровня цен. Если расходы составляли 1000 долл., а цена 10, то при этом можно реализовать 100 изделий. Ес...
- Банк России определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами
В Федеральном законе эта функция называется отдельно от функции валютного регулирования и валютного контроля, хотя, по сути, это ее подфункция.
В соответствии со статьей 12 "Счета резидентов в банках...
- Предложение предприятия
Предложение предприятия формируется с учетом трех групп факторов: предъявляемым платежеспособным спросом потребителей его продукции; имеющимся и потенциальным (планируемым) уровнем издержек производст...